Ансамбль сибирской народной песни отмечает свой юбилей
В 2021 г. мы отмечаем 40-летие Ансамбля сибирской народной песни, который был образован в конце 1981 г. под руководством Вячеслава Асанова. О том, как всё начиналось, и о первых годах ансамбля рассказывает его руководитель и создатель:
Я поступил в консерваторию. И в конце первого курса мы изучали народное творчество. Нам давали слушать этнографические записи бабушек. Они пели скрипучими голосами: «Сидел Ваня на диване». Мы хохотали до слёз над этими песнями. Мы ничего в них не понимали. И тем более ничего в этих песнях нас не трогало. Закончили урок и забыли.
В 1976 г. новосибирский композитор Юрий Иванович Шибанов организовал студенческую фольклорную экспедицию в Алтайский край. Студенты-теоретики, композиторы по желанию собираются и едут в экспедицию в деревню под руководством Шибанова. В планах были экспедиции в два района - Краснощёковский и Куринский. И вот в эти экспедиции отправился и я. Попал в деревню первый раз в жизни, никогда не был в деревне. Коров я видел, конечно, в городе, когда их прогоняли мимо нашего дома….
И тут приехали в деревню и начали встречаться с людьми. Мы записали много песен тогда, около 500, разных жанров. Много, жадно. Всё нравится. Всё было интересно. Всякие разные песни - свадебные, хороводные, лирические и другие. И меня поразили не столько песни, сколько люди. Я впервые увидел интересных людей, таких народных философов, которые двумя-тремя словами могли рассказать, что такое есть жизнь, как они жили, трудно жили, пенсия маленькая была, тяжело. Жаловались. И в тоже время – песня. Запели и развеселились, забыли все невзгоды на время. И вот эти первые экспедиции сыграли большую роль. Это первое, что начало делать из меня фольклориста.
Студенческих экспедиций было две. Первая экспедиция была на Алтай в 1976 году, а другая в Тюменскую область Тобольский район в 1977 году.
А когда я уже заканчивал консерваторию, учился на пятом курсе, вдруг раздался телефонный звонок. Звонит методист областного научно-методического центра (ОНМЦ) Любовь Васильевна Куцан. Вячеслав Владимирович, не хотели бы Вы создать фольклорный ансамбль при Центре? Конечно, хочу! Потому что в экспедициях я уже был. Пробовали даже петь с ребятами, записывались на телевидении. Кроме того, я слышал ансамбль под руководством Дмитрия Покровского по радио, его интервью, их песни. И к нам в Новосибирск они уже приезжали в 1979 и 80-м годах . Всё это было мне очень интересно. И я уже твёрдо знал, что этим надо заниматься. Встреча с Покровским – это второе, что сделало меня фольклористом.
Конечно, я согласился. Пришёл и начал работать. Фактически, работал пока один. Делал расшифровки. А формально я руководил ансамблем, которому уже присудили звание «народный». И вот, мы сделали первые объявения о наборе в ансамбль. В сентябре 1981 г. пришла по объявлению Татьяна Шуравьёва. Она пела в народном хоре при ДК Железнодорожников. Но заинтересовавшись, пришла и к нам. Мы стали слушать песни. Нам попалась пластинка «Песни села Бергуль». Включили её, послушали и сказали: это никогда нам не спеть, невозможно просто. Но постепенно стали понимать слова , мелодию. И решили поехать туда, в село Бергуль. Таким образом, первая экспедиция состоялась в 1982 год. Поехали втроём: я и Татьяна с мужем Игорем Шуравьевым. И это было первое село, где мы учились петь вместе с народными исполнителями.
Следующим селом , куда мы поехали , было село Мышланка Сузунского р-на НСО. Тоже интересное село, интересные традиции. Записали много песен, в т.ч. свадебных. Вместе с ними, также как и с Бергулем, мы выступали в Новосибирской консерватории на Пленуме Союза композиторов, где была фольклорная секция. Михаил Никифорович Мельников присутствовал на этих концертах. Он нашел нас уже через полгода, с той поры как мы начали заниматься. Мы репетировали, набирали репертуар, пока нигде не выступали. И он вдруг приходит к нам на репетицию на Мичурина, 7, где располагался ОНМЦ. Познакомились, разговорились. А в Академгородке тоже есть ансамбль, Оксаны Выхристюк. Слышали? Давайте сотрудничать. И с той поры мы уже не расставались с Михаилом Никифоровичем.
И конечно же был Балман. Поехали туда в 1985 г. Познакомились с Ниной Григорьевной Носовой, руководительницей фольклорного ансамбля села. Это были очень интересные встречи. Мы подружились и ездили туда постоянно . Решили сделать там Народный дом. Нашли мастера, который сделал печку, поставили кросна. Нина Григорьевна обустраивала этот дом, работала там практически бесплатно. Туда стали приходить люди, печь пироги в печке, ткать, вышивать. Дети стали заниматься. Но все это движение не понравилось местной администрации, т.к. это оттягивало силы из местного клуба. И постепенно Народный дом закрыли.
Еще одним нашим важным селом стало село Платоновка Северного района. Как мы нашли платоновцев? Мы сначала ездили в Бергуль. И вот как-то поехали в конце весны или в начале лета. Проезжали через райцентр в с. Северное. А там же дороги болотистые, на то время плохие, даже трактора проваливались. И дороги нет в Бергуль. Что будем делать? А давайте походим по Северному. Здесь должны жить жители из сёл, которых уже нет - Морозовка, Платоновка. Так и сделали. И вдруг на счастье, около магазина нам встретилась женщина, которая оказалась бывшей жительницей Платоновки. И оказалось, что есть ещё бывшие жители этого села. Мы договорились о встрече. Встретились, разговорились. И тут как полилось из них! Песня за песней! Мы записали очень много песен. И с той поры стали ездить часто в Северное и работать с платоновцами.
Вот это были наши главные сёла. Мы репетировали, пели, наш репертуар наполнялся. Стали много ездить и выступать.
Как-то я познакомился с Анатолий Михайловичем Мехнецовым в Новосибирске, который приехал на научно-практическую конференцию. Он пригласил нас в Санкт-Петребург (тогда еще Ленинград). Приезжайте! У нас есть такой абонемент, куда мы приглашаем разные интересные коллективы. Мы поехали вместе с бабушками из Платоновки. И там второй раз мы показали народную драму «Лодка» (премьера драмы была у нас в Доме актёра в Новосибирске 1988 году ). А в 1989 «Лодку» увидел и Ленинград. Драма очень понравилась. Зал восторженно нас приветствовал, аплодируя стоя, не отпуская со сцены. Вобщем, был большой успех. Потом эта драма разошлась по стране, пользовалась успехом во многих городах.
Так работал наш ансамбль. И каждый год приходили новые и новые участники. После Татьяны Шуравьёвой пришли Наталья Индан (Кутафина), Татьяна Мартынова, Елена Пузыревская, Ольга Непомнящих (Ключникова), Елена Тюрикова. Это был первый состав. А затем начали присоединяться и другие: Иван Овчинников, Алексей Долгов, Ирина Кашина, Абрамова Елена, Надежда Метелёва, Светлана Маранина (Власова), Айвина Пашкина, Любовь Барбутько (Суровяк), Надежда Рещекова (Толкачёва), Ольга Финько (Зырянова), Галина Седова (Аникеева), Людмила и Юрий Савиткины, Наталья Кулакова (Переслегина), Игорь Воробьев, Виктор Гарин, Виктор Аникеев и др.
В конце 80-х к Ансамблю сибирской песни присоединился фольклорный ансамбль пединститута, в составе которого были Ольга Катаева (Кайманакова), Мария Овсянникова (Аникеева), Нина Овсянникова(Чикунова), Александр Кайманаков, Татьяна Чернякова (Рублёва), Татьяна Михайлова, почти все из которых стали профессионально заниматься фольклором и обучать молодежь.
Ближе к 90-м годам у ансамбля появилась студия, откуда вышли известные фольклористы - Татьяна Куликова, Надежда Тарасевич, Татьяна Потехина, Лидия Степанова.
В 1991 г., когда образовался Центр фольклора, Ансамбль сибирской песни дал начало новым 6-ти фольклорным коллективам, некоторые из которых существуют по сей день.
Фотоальбом https://vk.com/album-18027080_282204870