18 февраля — день памяти Ивана Афанасьевича Овчинникова
Иван Афрансьевич запомнился как большой почитатель языка русского народа, не книжного, а простого крестьянского, меткого, образного, без лишней "красивости". Творчество Дяди Вани не укладывается в привычные рамки, оно очень необычно, как и он сам - самобытный в стихах и прозе, яркий и артистичный на сцене.
Из сборника стихов "Гнездо поэтов"( Новосибирк, 1989), И.А.Овчинников "Записки из города," 6-7 часть (Новосибирск, 2013).
***
Хорошо, когда люди дружат.
Но когда ты - долго один,
даже тот, кто был просто нужен,
станет очень необходим.
(Маленькие буквы в начале строчки - так в сборнике)
***
Достраивают цирк. Достроят.
А рядом на разгон ручьев
выходят юноши достойные.
Выходят девочки ничо.
Ну прямо чувствуется лето!
И ты, ученье разлюбя,
сбежишь с гуманитрных лекций.
Идешь и строишь из себя.
***
Слепили снежную бабу -
оставили под луной.
У друзей по две, по три бабы -
у меня ни одной.
***
Я как будто лебедь - однолюб,
Никого не надо. Ничего родного.
А, поскольку, ты жива-здорова,
Я живу и здравствую, как дуб.
Я живу один. Любуюсь небом.
Выгул самолетов каждый день.
Оттружусь, приду, а думать не о ком.
О себе заботиться мне лень.
Окончательно в стихи поверил.
Все-таки сознался, что не блажь -
вывести, что было, в грустной мере
отходя, легчая, ладя образ наш.
***
Если обмен, то
Мама права - надо окна веселые,
Чтоб на дорогу, на день
Мама воспитана солнцем и сёлами,
ясной мечтой деревень.
***
Эпилог одного села
Думаете, кто там светится,
крышами сверкает, кто зовет?
Да никто, а просто грезится.
Грезится уже который год.
Никого там нет у неба синего,
где мелькало стеклами село.
Нет его давно в горах, красивого.
Все из этих гор ушло.
Нету нашей русской деревушки.
Нету-ка. И не поставят вновь
к лесу пятистенные избушки,-
где мы бились, бедные, с войной.
Вечером вернуться не к кому.
Разве к стогу тихо подойти
лесникову, одному тут, летнему,
надавить рукой и отойти.
***
Из Новосибирска выходит корабль.
Идет по морю Обскому.
С берега ветер вчера был.
Так завывал по-морскому.
До края сине, глубоко,
не видать
селА под водою нисколько.
Откуда бы взяться на море -опять
прощается с нами иконка.
***
Не люблю, когда о народной жизни, что незатейливое такое, говорят, примитивное устройство, наивное, еще не люблю: первозданное. А ни один певец, какой там?- ни один классический состав, не сымпровизирует, как в Забайкалье деды когда-то, многоголосие.
***
Басня
Брат городской собрался петь фольклор.
Достал баян, гитару, скрипку.
И дирижёра для хора.
А как без хора?
Как без нот.
Вот.
Все записал на соль.
А Тань да Мил
Назвал альты, а не Алёны.
На первые, вторые, третьи голоса разбил.
Да несолёно.
Глаза, где надо, все закрыли.
Завеселели разом.
Задумался, чтоб и мы
В задачки эти впали.
Или такими стали.
А дело на селе. Блеяли
Овечки, петухи кричали.
Мамаши ребятишек звали.
Анисьи, тёти Даши, Дуси, Нюси -
Старухи рядышком сидели.
Крестилися: да Господи,
Да сроду так не пели.
***
Почему довоенные деревенские в большинстве случаев были воспитаннее городских? Потому что их не воспитывали.
***
Никто не могут петь сами. Ни артисты, ни самодеятельность. Привыкли подо что-то и по сигналу. И показывать лицом, добавлять бедную музыку.
***
Весь изврат ссылается на многогранность мира. Заменяет слово "есть " на слово "должно". Быть, мол, и такое должно.
***
Пресс качаешь? Не боишься, - потом пузо будет. Когда надоест. Знаешь, как народ качал? Мужик над полом, на руках и на ногах выпрямился. Другой напротив его в линию голова к голове также на руках и ногах. И давай, кто у кого руку выбьет. Кто значит, оторвет руку от земли, валится. Ни про какой пресс не знали. Не скучали.
***
Сибирское дворянство было покрепче. Вишневые сады у них пришлось отбивать.
***
Шла орда на армию.
Выстроилась в ряд.
Вряд ли так бы выиграли -
Кто во что горазд.
**
Вот, вот, наверное, единственное, что люблю - деревенский язык. Он до сих пор нов. А будет еще интереснее рядом с нашим - не нашим наполовину бессмысленным гундежом.
**
Ничего никогда не выразишь. Прошло уже. Особенно по задаче. Изобрази, мол, лося. Частички можно какие-то. По ним в восторг приходят.
У бабушки спросишь: какие она знает стариннные песни? - "Да какие старинные, все забыла". Если получается, разговоримся, сами споём, что знаем.
После того как замолкнем, дождется ведь, скажет: " А у нас это по-другому пели". Тихонько, ровненько, спокойно по-своему начнёт. Спела и еще, и еще, подруг позвала. И до ночи Русь была в самой середине села. И ... пять лет к ним ездим, каждый раз новые вспоминаются, правда, как восходят. Так вот между делом и драму показали, "Лодку".